Во
имя Отца и Сына и Святаго Духа!
____Долгие пятьдесят лет супружеской
жизни святые праведные Иоаким и Анна ждали свое Дитя. В
Ветхом Завете считалось, что если супружеская пара бездетна,
то это страшное наказание от Бога за какие-то грехи. Потому
что все ждали Спасителя, каждый иудей хотел войти в родство
с будущим Спасителем, и чем больше было детей, тем большим
считалось благоволение Божие и вероятность, что от семейства
мог появиться Тот, кто спасет не только иудейский народ,
но и весь мир. И если Господь не давал детей, то считалось,
что Бог вычеркнул этих людей из списка возможных быть Его
сродниками. Значит, эти люди не угодили Богу, вели себя
непристойно и находились в поношении у всего иудейского
народа. Даже священники Иерусалимского храма укоряли этих
людей в том, что они неправедно живут.
____Однажды святой праведный
Иоаким, а был он из царского Давидова рода, жил богато,
пошел на большой праздник в Иерусалимский храм принести
жертву Богу. В Иерусалимском храме священник его укорил,
сказав, что он наказан от Бога бездетством и, наверное,
имеет тайные грехи. А один из стоявших иудеев сказал Иоакиму:
"Что же ты идешь впереди меня? Ты даже не оставил своего
потомства Израилю". Праведный Иоаким расстроенный ушел
в пустыню, туда, где паслись его стада, наложил на себя
сорокадневный пост.
____А святая праведная Анна
жила в Назарете, тоже пребывала в посте и молитве. Через
сорок дней Ангел Господень явился святой праведной Анне,
сказав, что от нее будет потомство: Дочь, которая превзойдет
всех среди родившихся жен. В это же время Ангел явился святому
праведному Иоакиму и известил о рождении потомства, велев
идти в Иерусалимский храм, где он встретит свою супругу,
праведную Анну. Святые праведные Иоаким и Анна одновременно
пришли в Иерусалимский храм, встретились у храма, рассказали
об ангельском благовести, помолились в Храме и дали обет,
что будущее Дитя будет посвящено Богу. После этого зачали
Ребенка, Дочь, которая появилась на свет по благодати Божией.
Потому что святой праведной Анне был уже семидесятый год,
а святой праведный Иоаким был еще старше на три года. По
естеству, конечно, родить святая праведная Анна не могла.
Но у Бога побеждается естества чин. Иоаким и Анна принесли
свое потомство не только на радость Израилю, но и всему
миру.
____Смысл их жизни оказался
велик, как и подвиг, который они несли, пятидесятилетнее
поношение, смирение, с которым они все терпели. Великий
подвиг принес необыкновенный Плод. Смысл человеческой жизни,
как считали иудеи, состоял в том, чтобы что-то оставить
после себя значимое, доброе, великое. Оставить после себя
какую-то пользу людям, своему потомству. Плод, который принесли
святые праведные Иоаким и Анна, оказался выше плода всего
человечества. Бесплодное для Бога человечество, хотя и рождало
многих детей, но они были не способны воспринять невместимого
Бога. И вот неплодство человеческого рода прекращается через
чудесный Плод святых праведных Иоакима и Анны. Уже само
зачатие, само отношение к рождению, ко всему, что происходило
с праведными родителями, показывает, насколько велика была
их вера. Эта вера воплотилась в их Дите, Святой и Преблагословенной
Владычице нашей Богородице.
____После того, как святые
праведные Иоаким и Анна посвятили свою Дочь Богу, привели
Ее в Иерусалимский храм, Ее мать, святая праведная Анна,
переселилась из Назарета в Иерусалим и стала жить рядом
с Иерусалимским храмом, видя, как воспитывают ее Дочь. Через
два года скончался святой праведный Иоаким, а через пять
лет скончалась святая праведная Анна. Но, как чудесно было
рождение Божией Матери, так же чудесно было Ее воспитание.
Она стала тем благодатным Ребенком, который принес в мир
радость каждому человеку и всему человечеству. В Божией
Матери мы видим свою Заступницу и Помощницу. На земле любой
человек немощен, слаб, обманчив и непостоянен, а Она как
помогала, так и вечно будет помогать каждому человеку, обращающемуся
к Ней. Она наша Заступница и Помощница. Трудно себе представить
жизнь христианина, да и вообще любого человека, без помощи
и заступничества Божией Матери. Этот Плод оказался величайшим
из жен, Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим.
Мы Ее прославляем. Прославляем Ее родителей, которые также
были праведны и святы, потому что такая великая Жена не
могла родиться от грешников. Они очищали себя благодатью
Божией, постом, молитвой, совершили великий подвиг, и еще
больший подвиг совершила их Дочь ради каждого из нас, ради
всех нас. Хотя Она при рождении Младенца не испытала скорби
и болезни, но потом вся Ее жизнь была сплошной скорбью и
болезнью за поношение и поругание Ее Сына, за Его страдания
и мучения.
____И мы, дорогие братья и
сестры, постараемся внести в жизнь и свой плод, оставить
после себя что-то благое окружающим. Постараемся, живя по
заповедям Божиим и исполняя их, проявлять любовь к ближним,
не роптать на то, что в жизни нам встречается, с любовью,
молитвой и постом стараться после себя оставить благую и
добрую память. В этом смысл человеческой жизни. Сегодняшний
праздник нам еще раз напоминает о нашем предназначении и
нашей ответственности не только перед Богом, но и перед
теми, кто живет вместе с нами. Помолимся Божией Матери,
чтобы Она укрепила нас на нашем жизненном пути, дала силы
и крепость оставить после себя благую память.
____Аминь.
|