НовостиО ХрамеПреп. СергийБогослуженияПроповедиКлирКонтактыВопрос НастоятелюПеснопения Воскресная школаСсылкиБиблиотекаСоциальная деятельностьФотографииГостевая книгаКалендарь Молодежная страничка


Игумен Максим (Рыжов)

Дорогой Человек!

Ты создан Богом для вечности.
К Богу все придем,
но путь этот лежит через Храм - дом Божий.
Наш Храм более трех веков является нитью,
соединяющей души людей с Творцом

 


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

____Сегодня Церковь прославляет великого угодника Божия преподобного Серафима Саровского, всея России чудотворца. Этот святой, который жил не так давно, по своим подвигам, по своей жизни относится к святым первых веков. Можно сказать, что он был подвижником подобно Макарию Великому, Пахомию Великому, тем монахам, которые много лет подвизались в пустыне, показывали образцы подвигов.
____Серафим Саровский ничуть не меньше этих подвижников. Он получил хорошее образование, выучился грамоте, еще с детства сам читал Священное Писание и не просто читал его себе, но и своим друзьям, ребятам, которые вокруг него собирались. Так как он имел положение, его семья была богатая, у него были все возможности преуспевать в земном благополучии, в мирской суете. Но душа его тянулась к большему. Он рано осознал смысл и назначение человека, цель нашей жизни. Он понял, что простота человеческой души заключается не в том, что она будет в земном мире обременена многими и многими заботами, попечениями, а в ее чистоте, близости к Богу, жизни во Христе, в ее отвлеченности от земной суеты, от попечительности. Еще молодым двадцатилетним юношей он уходит в Саровский монастырь. Здесь его постригают в монахи. Серафим Саровский уединяется, совершает молитвенный подвиг, тысячу дней и ночей стоит на камне с молитвой. Преподобный любил поститься, читать Священное Писание, трудиться на своем маленьком огородике. Казалось бы, там, в лесу, он создал для себя земной рай: жил вместе с Богом, в обилии Его благодати, питался тем, что произращал его огород, наслаждался красотой природы, общался с животным миром, со зверями. Вроде, больше ничего не нужно человеку, как всего этого желает каждый из нас: спокойствия, жизни, когда ты, Бог и больше никого нет.
____Но этот светильник должен был показаться миру для того, чтобы люди видели образец жизни: на кого нужно равняться и не искали хитреньких, неискушенных, слабохарактерных, не прошедших никаких подвигов, а старающихся угодить себе и страстям ближних духовных наставников. Таких очень много. А на самом деле чистых, близких к Богу, испытавших многие трудности и подвизающихся единицы. Божия Матерь со священномучеником Климентом Римским и святителем Петром Александрийским, святыми, память которых праздновалась в тот день, явилась преподобному Серафиму и повелела выйти из затвора, чтобы показать всем истинный образец жизни. Люди увидели особое человеческое состояние. Преподобный всегда был радостный, светился неземной красотой. С одной стороны, он был великий подвижник: мало спал, много молился, а с другой стороны, на людях всегда был весел, старался им помочь вознестись от грешной земли. Когда пришедшие с ним общались, то чувствовали, какая необыкновенная внутренняя красота обитает в этом человеке, как он прост, и эта простота совершенно иного, неземного порядка. Эта простота Небесная, простота в заповедях Божиих, простота в послушании Богу и в верности Ему. В Преподобном не было хитрости, которую мы ищем, чтобы оправдать свои грехи, страсти и при этом говорим: "С каким ученым человеком мы встретились!" Преподобный Серафим был образованный, читал много духовной литературы, творения святых подвижников: преподобного Исаака Сирина, Добротолюбие, но был прост и объяснял высокие духовные истины простым земным языком. Наверное, от него пошли такие выражения: "Где просто, там Ангелов со сто". Но эта простота не в беззакониях и грехе, а в святости, в послушании Богу, в уважении к Церкви. Преподобный всегда говорил, что в Церкви нельзя ни о чем разговаривать, здесь нужно стараться и думать только о Небесном, поэтому нужно смотреть на образ, на икону или на какое-то место, которое не отвлекает от молитвы, от того, что ты здесь вместе с Богом, и больше нет никого. Преподобный Серафим Саровский говорил, что о Церкви вообще рассуждать и дома нельзя, что-то плохое говорить, потому что он жил Церковью, знал, что Она начинается здесь, а кончается на Небе, что Она единая, и Глава Ее Христос. Если мы ропщем, осуждаем, то мы оскорбляем Самого Бога, Главу Церкви.
____Чистота мысли и души преподобного Серафима покоряла людей. Они видели что-то неземное: образ Божий, живой, пребывающий здесь, совсем рядом. Он хотел всех приучить к тому, чтобы больше думали о Небесном и постоянно пребывали в молитве. Есть даже Серафимово правило, которое заключается в том, чтобы человек до обеда читал Иисусову молитву, после обеда "Богородицу", может быть, не столько много молитв, как в молитвослове, но постоянно пребывал в молитве. Потому что бывает так: человек прочитал молитовки и успокоился, считает, что он исполнил свое молитвенное правило. Серафим Саровский говорил, что этого недостаточно, молитва должна быть постоянной, может быть, не такой многословной, а краткой и простой как у детей. В жизни необходимо постоянно обращаться к Богу и стараться ни одной минуты своей жизни не забывать о Творце.
____Люди слушали преподобного Серафима не потому, что он пересказывал поучения из книжек, он рассказывал о себе, это он так живет: встает с молитвой, с ней пребывает целый день в труде, и труд не мешает человеку молиться. Даже общаясь со множеством людей, Преподобный постоянно пребывал в молитве, и разговор у него всегда был о спасении души, о Небесных ценностях, о внутренней духовной чистоте.
____Часто приходили к преподобному Серафиму Саровскому лукавые, хитрые люди, высоко о себе думавшие, но, видя его простоту, любовь, необыкновенные духовные дары понимали, что те ценности, к которым они привыкли, являются ложными и совершенно ничего не стоят, а являются обманом, губящим нас.
____Как-то раз в монастырь пришел один генерал с помещиком Проскудиным, который посоветовал ему зайти к преподобному Серафиму. Генерал сначала небрежно отозвался о святом угоднике, потом сказал: "Ладно, давай зайдем к этому Серафиму". Не успели они зайти, преподобный Серафим бросился в ноги генералу, земно поклонился. Он часто это делал из уважения к людям как к образу Божию. Генерал был в парадном костюме, при орденах, и преподобный Серафим стал его потихоньку спрашивать, за что он получил каждую медаль. Генерал не сумел обмануть. Видя такого необыкновенного человека, он рассказал все хитрости, с помощью которых добился званий и наград. Генерал очень долго плакал в келье Преподобного, сокрушался о том, что совершил. И когда он рассказывал об очередной награде, она сама собой падала. Потом он вышел из кельи Преподобного, Серафим Саровский шел за ним и нес фуражку, в которой лежали лже-награды и лже-почет.
____Так и мы ходим со своими "наградами", "фуражками", только никак не поймем, насколько все это лживо, мерзко и низко, ищем этой мерзости и обмана, восхищаемся ими в себе и других. Преподобный Серафим Саровский учил людей своей жизнью, своими словами, что единственно необходимое человеку - это осознать свою внутреннюю нищету, духовную бедность, и через эту нищету с просьбой и мольбой к Богу достичь Царствия Божия. Нам нужно исполнить первую заповедь блаженств, которую слышали сегодня в Евангельском чтении: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Мф. 5:3).
____Прославляя великого угодника Божия, дорогие братья и сестры, постараемся и мы осознать свои немощи. Преподобный Серафим Саровский учил не осуждать ближних и больше смотреть на себя. Забываем мы про себя. Все смотрим на других и видим недостатки. А если смотреть больше на себя и очень внимательно, то ничего хорошего мы в себе не найдем, как и апостол Павел говорит: "Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу" (Рим. 7:18). Уж если он доброго не находил в себе, то как страшно слышать от новоначального христианина, когда он сам себя хвалит! Это просто страшно! Поэтому нам нужно почаще, по завету преподобного Серафима Саровского, смотреть на себя, на свою блудную, греховную жизнь, на свои страсти, никогда не спорить с Богом и Его заповедями ни в храме, ни вне его. Если не можем что-то исполнить, не надо спорить, а просто сказать: "Господи, прости меня за мои немощи, за мои грехи", - не стараясь искать оправданий. С Кем спорить и о чем? Какое безумие! Это безумие Серафим Саровский обличал.
____Постараемся и мы, дорогие братья и сестры, приобрести внутреннюю духовную чистоту, узреть Бога, как Его узрел преподобный Серафим Саровский, и тогда сами собой появятся в нас и простота, и любовь к ближним, а многие и многие страсти, которые нас обуревают, будут для нас мерзки и неприемлемы. А Царствие Божие, о котором говорилось сегодня в Священном Писании и к которому призывал Преподобный, для нас начнется еще в сей жизни.
____Аминь.


Предложения и замечания о работе сайта отправлять по адресу: design2006@pisem.net
©Храм Живоначальной Троицы в Конькове 2006.