Во
имя Отца и Сына и Святаго Духа!
____Перед Великим постом Церковь
воспоминает изгнание Адама из рая, тем самым напоминая нам,
в чем состоит сущность поста. Адам был сотворен Богом, был
с Ним в духовном единении. Господь вдохнул дыхание жизни
в Адама, означающее единение с Творцом. Адам был наделен
многими знаниями и дарами благодати, имел помощницу-жену,
все было в любви и добре, как сказано в Священном Писании,
все было "добро зело" (Быт. 1:31). Но Адам совершил
ошибку: выбрал неправильный путь. Слово "грех"
в переводе на русский означает "ошибка" или неправильно
выбранный путь. Адам выбрал путь непослушания, и грех разделил
непослушника, грешника с Творцом. Господь его сотворил,
дал Адаму жизнь, и вдруг он стал от Бога прятаться. Грех
вводит разделение и гонит человека от Бога. Мы становимся,
когда грешим, чужими для Бога, Он нам не нужен. Мы Его избегаем,
не хотим Его слушаться, прячемся от Него, хотя спрятаться
от Него невозможно, и Адам это понимал. Но разделение на
добро и зло в первую очередь произошло внутри человека.
Оно и сейчас происходит в человеке, как и в Адаме. Апостол
Павел пишет: "Бедный я человек! … умом моим служу закону
Божию, а плотию закону греха" (Рим. 7:24-25).
____Когда Господь сотворил
Адама, то вдунул в него дыхание. Дух Божий, благодать заполняли
людей. А грех изгоняет из нас благодать Божию. Можно сказать,
что до грехопадения Адам не просто пребывал в раю, а рай,
покой и благодатное единство были внутри него, и не Господь
изгнал Адама из рая, а Адам через грехопадение изгнал рай
из себя, из своей души. Если до грехопадения в мире материальном
все было только добро, за исключением зла в мире духовном
у падших ангелов, то после грехопадения и мир материальный
разделился на добро и зло.
____Нельзя было человека, изгнавшего
из своей души рай, покой, любовь и благодать Божию и тяготившемуся
пребыванием рядом с Богом, оставлять во внешнем рае. Это
было бы мучительной и страшной болью. Изгнание было просто
как результат свершившегося факта: факта непослушания человека,
борьбы с Богом, разделения с Ним, разъединения и опустошения
внутреннего. Но грех не просто отделяет человека от Бога.
Он разъединяет и людей. До грехопадения Адам и Ева пребывали
вместе, жили одними мыслями, одной душой, не стыдились друг
друга. Их одевала благодать Божия, как светом. Как сказано
в Священном Писании: "Одеяйся светом яко ризою"
(Пс. 103). Посмотрим на Солнце. Вроде на нем ничего нет,
но оно одето светом, теплом. Так и люди до грехопадения
были одеты благодатью. Она покрывала людей, соединяла их
воедино, но совершенный грех изгнал рай и спокойствие из
души человека и благодатное одеяние. Люди увидели свою наготу,
потому что без Бога человек наг, безобразен, опустошен.
Грех разделил их, и они вдруг подумали, что они не друзья
друг другу, а враги. Адам говорит, что это жена его соблазнила,
это не помощница, данная Богом, это не друг, а враг, который
его искусил. "Адам сказал: жена, которую Ты мне дал,
она дала мне от дерева, и я ел" (Быт. 2:31).
____Люди стали разъединяться,
и сейчас мы видим всюду разделение. В Священном Писании
сказано, что в конце времен, когда появится множество и
множество в мире грехов и беззаконий, наступит необычайное
оскудение любви и взаимного единения. "По причине умножения
беззакония, во многих охладеет любовь" (Мф. 24:12).
Все будет разделено грехом. Появится неслыханный эгоизм
и самолюбие. Каждый будет думать только о себе. Даже дети
не будут думать о родителях, родители не будут думать о
детях, тем более о супругах, не говоря уж просто о чужих,
посторонних людях, о ближних. Мы видим, насколько грех проник
в природу человеческую, насколько сейчас все разделены грехом
и страстями, насколько велико внутреннее опустошение._Казалось
бы, большой город, как муравейник, очень многолюдный - и
совершенно мертвый духовно. Невозможно встретить в нем внутренне
богатого благодатью Божией человека, ибо происходит всеобщее
опустошение внутреннее и духовное. Такая опустошенность
и такие люди не нужны ни в раю, ни в Царствии Божием. Удаленные
от Бога, враждующие с Ним и друг с другом, мы сами себя
своими грехами удаляем из рая. Не Господь нас не допускает,
а мы бежим от Него, мы прячемся от Бога, как Адам. Мы враждуем
с Богом и своими ближними. Нас невозможно вместе поселить
в одном месте: в хорошем или в плохом - неважно, потому
что наша опустошенность, наш эгоизм и самолюбие не допускают
существования никого рядом с нами. Мы уничтожаем изнутри
и себя, и все, сотворенное Богом. Грех внес разделение и
вражду и в животный мир, и в природу, ибо "проклята
земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все
дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе"
(Быт. 4:17-18), - повествует Священное Писание. Закон Божественной
Любви был разрушен всеобщим разделением.
____Церковь напоминает нам
об этом печальном событии, приводит в пример Адама, показывая,
что мы все такие же, как он, все идем не тем путем, все
удаляемся от Бога, все изгоняем благодатный рай из себя,
из своей души.
____Время поста - это время,
когда человек должен осознать то, что он идет неправильно,
выбрал ошибочную дорогу, и ему нужно не разделяться с Богом,
а стремиться к Нему, заполнять себя духовно Божественной
благодатью. Если человек увидит, насколько он безобразен,
грешен внутри, то он начинает печалиться. Мы знаем, что
в печали часто пропадает аппетит, и человеку просто не хочется
удовлетворять какие-то свои потребности как греховные, так
и телесные. Всегда печаль соединяется с постом. Если кто-то
потерял своего близкого и любимого человека, не может с
ним общаться, не имеет связи, то в этой печали человек часто
не желает вкушать пищу и расстроен, опечален. Поэтому естественно
печаль о наших грехах, о нашем неправильном пути, соединяется
всегда с постом. "Ибо печаль ради Бога производит неизменное
покаяние ко спасению" (2 Кор. 7:10).
____Великий пост, как говорят
святые отцы, составляет примерно десятую часть всего года.
Это та десятина нашей жизни, которую мы должны посвящать
Богу. Этим мы должны напоминать себе о нашей неправильной
жизни и о той цели, ради которой мы были созданы и к которой
должны стремиться здесь, на земле.
____Сегодня Церковь перед Великим
постом еще раз нам напоминает, дорогие братья и сестры,
чтобы мы подумали о себе, о своей личности: кто мы такие,
кто мы без Бога? Чтобы мы задумались о том, чего мы сами
себя лишаем и как мы себя наказываем, пытаясь поиметь какую-то
маленькую греховную сладость, после которой наступит горькое
великое разочарование. Начинается наш путь к Богу с соединения
со своими ближними. Прежде, чем примириться с Богом, нужно
примириться с ближними. Да и как можно с Богом примириться,
когда Он для нас непостижим, а, проявляя любовь к своим
ближним, борясь с самими собой, происходит наше единение
как с ближними, так и с Богом. Тем самым мы восстанавливаем
в своей внутренней и затем внешней жизни закон Божественной
любви, по которому существует Царствие Божие. Раньше христиане
перед Великим постом примирялись не только с теми, кто окружал
их, но и с усопшими. Ходили на кладбище, там просили прощения
у своих родственником, близких, знакомых. Это не символика,
а внутренняя потребность христианина, который желает быть
в мире не только с теми, кого видит, но и с теми, кто живой,
но недостижим нашему зрению. Они слышат, видят, понимают
нас, общаются с нами, и мы можем общаться с ними. Христианин
- гражданин всемирного Царствия Божия, воспринимает всякое
нарушение Закона Божия как личную боль, поэтому святые молятся
за весь мир и скорбят о чужих согрешениях независимо от
времени и пространства.
____В одном городе жил один
молодой человек, который был преступником, грешником. Он
занимался тем, что обирал покойников. Однажды он осознал
свой грех, пришел в ужас оттого, что совершает, и решил
оставить свое дело, а остаток своей жизни провести в покаянии,
живя на кладбище. Раньше хоронили усопших в основном в пещерах.
В одной из таких пещер на кладбище он поселился. Ему стали
являться злые духи, потому что он через свой грех, через
свою страшную греховную жизнь стал близок к ним, сроднился
не с Богом, не с Любовью, а со злобой, грехом, дьяволом.
Злые духи стали являться ему, сначала пугали, чтобы он уходил
оттуда. Потом стали над ним издеваться и избивать. Приходили
родственники, нашедшие его на кладбище, уговаривали, чтобы
он вернулся домой, но юноша не хотел возвращаться и не поддавался
никаким уговорам. Часто его избивали демоны так, что он
оставался едва живым. Однажды, когда они его избили почти
до смерти, он твердо сказал: "Нет, я отсюда не уйду.
Я такой страшный грешник, что остаток жизни проведу здесь,
на месте своих преступлений, каясь и прося прощения у тех,
против кого я согрешал". После этого Господь избавил
его от страшных избиений заступничеством тех самых усопших,
могилы которых он когда-то осквернял. Этот юноша остаток
жизни провел на кладбище в покаянии, в молитве и достиг
многих духовных совершенств. Были и другие случаи, которые
подтверждают, что нужно просить прощения и у отошедших в
мир иной.
____Сегодня, дорогие братья
и сестры, прежде, чем встать на путь исправления, сокрушения
о своих грехах, на путь поста, Церковь нам напоминает, что
наша жизнь и конец нашей жизни - это Царствие Божие, это
единство с Богом и со своими ближними. Постараемся сегодня
чистосердечно начать исправление себя с примирения со своими
ближними, чтобы грех и ненависть, которые нас разделяют
до сего дня, оставили наше сердце, нашу душу. Потому что,
если мы не изгоним из своего сердца злобу и ненависть, то
в злохудожную душу не может войти Господь, не может войти
благодать Божия. Сегодня необходимо нам, примирившись как
Закхей со своими ближними и обиженными нами и проведя Великий
пост в печали и сокрушении о своих грехах подобно мытарю
в печали внутренней, не показывая этого внешне, в то же
время, ограничив себя в пище, чтобы через борьбу и брань
внутреннюю с собой как блудный сын прийти к Богу, соединиться
с Ним в Его Царстве Любви.
____Аминь.
|