Во
имя Отца и Сына и Святаго Духа!
____Самое сложное, что человек
может совершить в своей жизни, это перешагнуть через себя.
Грех самолюбия, противоположность любви к Богу и ближнему
- самый страшный грех, с которым очень тяжело бороться.
____Сегодня Господь в Священном
Писании простыми словами говорит нам, как бороться с этим
грехом в жизни: "любите врагов ваших, благотворите
ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь
за обижающих вас" (Лк. 6:27,28). "Всякому, просящему
у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад"
(Лк. 6:30). "Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд"
Лк (6:36). Милосердие, любовь выше закона, выше всего, что
есть на земле, и образцом исполнения любви является Сам
Господь. Он, Творец и Создатель, за свое провинившееся творение,
за его греховные долги сошел на землю, оплатил эти долги,
пострадал, пролил Свою Кровь. Даже, когда Его распинали
на Кресте, Он не просил отмщения, Он проявлял любовь и говорил:
"Не ведают, что творят" (Лк. 23:34) и молился
за распинателей.
____Нам очень трудно и тяжело
перешагнуть через себя, через свою гордыню, свою самость.
Мы постоянно вспоминаем, что нам кто сказал, чем обидел:
"Вот этого я не позову, с этим не поздороваюсь, потому
что они когда-то что-то мне сделали". Так мы постоянно
ходим с какими-то внутренними весами, оценивая всех своей
гордыней и самолюбием. А Господь говорит, что прощение должно
быть постоянным, безусловным и оно должно быть любящим.
Именно с любви начинается наша христианская жизнь. Апостол
Иоанн Богослов пишет: "не любящий брата пребывает в
смерти" (Ин. 3:14), потому что, если у человека нет
любви, то в нем нет Бога, ибо Бог есть Любовь. Если человек
не живет Богом - Любовью, а только самим собой, своей гордыней,
то он мертвый для жизни вечной и не христианин. Он просто
существует, живет в свое удовольствие, ищет услаждения своей
гордыне, своему самолюбию, но совершенно не имеет радости,
душа его скорбит, плачет и умирает. А прощение и любовь
- это начало нашей жизни во Христе. Мы сами можем почувствовать:
сделали какое-то хорошее, доброе дело своему ближнему, и
вдруг внутри нас что-то оживает. В наше сердце, в душу входит
любящий Господь и оживляет нас, делает нас живыми, христианами,
теми, кто носит в себе Христа.
____Когда мучили первомученика
Стефана, он молился о своих мучителях, и блаженный Августин
восклицает: "Если бы не молитвы Стефана, у нас не было
бы апостола Павла!" Доброта, любовь первомученика заложила
первые семена веры в сердце Савла, который стерег одежды
убивавших Стефана.
____На самом деле наша любовь
творит чудеса, а наша злоба, во-первых, убивает нас самих.
Нужно быть мертвым внутри себя, чтобы сделать зло своему
ближнему, который есть образ Божий. Когда мы изменяемся
и вместо злобы начинаем творить дела любви, тогда наше сердце
и душа приближается к Богу.
____Князь Василий Ярославович
Боровский не любил преподобного Пафнутия Боровского. По
своей злобе он несколько раз посылал своих слуг, чтобы они
сожгли монастырь преподобного Пафнутия. Но все попытки были
неудачны, и он послал одного своего слугу, недавно крещенного,
который был очень злобен на преподобного Пафнутия. Тот пришел
к монастырю и ослеп. Ходил, ходил вокруг монастыря, его
встретили монахи, привели к преподобному Пафнутию. Тот его
узнал, обнял, спросил, что же с ним такое случилось, с любовью
принял его. Несчастный раскаялся во всем, рассказал преподобному
Пафнутию о злом умысле, и лишь только он упал в ноги, раскаялся,
как сразу прозрел. Вскоре татары стали опустошать землю
русскую, и вместе с другими князьями Василий Боровский пошел
на войну. Войска русских были разбиты, и князь Василий взят
в плен. Там, в плену, он понял свой грех, стал молиться,
просить Бога, обещал простить обиду на преподобного Пафнутия
и, если освободится из плена, что было совершенно невероятно,
то будет ему помогать в созидании обители. Каким-то чудом
он был освобожден из плена, даже не наказан татарами, сразу
пришел к преподобному Пафнутию, попросил прощения и до конца
жизни помогал монастырю.
____Мы сами в своей жизни можем
замечать, как наше доброе слово воскрешает не только нас,
наше сердце, но и наших ближних. В житии Кирилла Белоезерского
есть такой рассказ. В монастырь пришел к нему один человек,
звали его Федот. Жил он несколько лет в монастыре, но почему-то
не любил преподобного Кирилла. У Федота появилась такая
злоба, что он даже не мог слышать голоса преподобного Кирилла.
Как братия ни уговаривали исправиться Федота, злоба его
только увеличивалась, и он решил уйти из монастыря. Но перед
этим пришел к духовнику, исповедовался, рассказал, в чем
причина его ухода. Духовник ему посоветовал перед уходом
подойти к настоятелю, игумену Кириллу. Федот послушался,
пришел. Если бы только игумен сделал ему какое-либо замечание,
упрек, укор, то, конечно, этот злой человек со своей злобой
ушел бы из монастыря. Но преподобный Кирилл сказал ему:
"Все обманываются, считая меня хорошим, и лишь только
ты один понял, какой я на самом деле плохой". Сердце
Федота было тронуто любовью настоятеля, он упал в ноги преподобному
Кириллу, попросил прощения, остался в монастыре и пребывал
в нем до конца своих дней.
____Любовь очень часто побеждает
зло, и вообще зло нельзя ничем победить, кроме как любовью.
Сегодня Церковь нам напоминает, в чем заключается наш христианский
крест, вообще наше имя христианина: в том, чтобы мы перешагивали
через себя, через свое самолюбие, забывали о себе и творили
дела любви к Богу и своему ближнему.
____Аминь.
|