Во
имя Отца и Сына и Святаго Духа!
____Евангелие сегодня предоставило
нашему вниманию рассказ о гадаринском бесноватом. Когда
Спаситель со Своими учениками пришел в землю Гадары, Его
встретил человек, который не одевался в одежду, жил в пещерах,
в гробах, наводил ужас своим видом на людей, его часто сковывали
цепями, но он их разрывал и убегал. "Когда же вышел
Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый
бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший
не в доме, а в гробах" Лк.(8:27). "Его связывали
цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним
бесом в пустыни" Лк.(8:29). Этот человек подошел к
Спасителю, и не он, а те, кто им владел, сказали: "что
Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не
мучь меня" Лк. (8:28) и просили, чтобы, если Он выгонит
нечистых духов, которых было множество в этом человеке,
целый легион, то позволил им войти в стадо свиней, которое
паслось невдалеке. "И они просили Иисуса, чтобы не
повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое
стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти
в них. Он позволил им" Лк. (8:31-32). И лишь только
Спаситель исцелил одержимого, как бесы, вселившиеся в свиней,
погубили все стадо в Галилейском море. "Бесы, выйдя
из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны
в озеро и потонуло" Лк.(8:33).
____Этот совсем еще недавно
больной человек, живший как дикарь, как зверь, вдруг изменился
внутренне и внешне. Ему дали одежду, и он стал одеваться.
Его разум стал воспринимать окружающую действительность
адекватно. "Придя к Иисусу, нашли человека, из которого
вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме"
Лк.(8:35). Исцеленный стал просить Спасителя, чтобы Он позволил
ему быть Его учеником. Но Господь повелел ему остаться в
этой стране для того, чтобы своей жизнью, своими словами
свидетельствовать о божественных истинах. "Человек
же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним.
Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи,
что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему
городу, что сотворил ему Иисус" Лк.(8:38-39). А жители
этой страны попросили Спасителя, чтобы Он удалился от них.
"И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться
от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел
в лодку и возвратился" Лк.(8:37).
____Слушая Евангельское повествование,
появляется много вопросов. Как же так, почему же в мире
столько мучений, столько болезней, скорбей? Почему этот
мир такой несовершенный? Зачем эти страдания? Мы знаем,
что Господь все создал добро зело "И увидел Бог все,
что Он создал, и вот, хорошо весьма" Быт.(1:32), и
в мире не было ни скорби, ни болезней, ни смерти, ничего
плохого, что мы сейчас наблюдаем. Господь не является творцом
ни смерти, ни скорбей. Своим непослушанием, своей борьбой
с Богом мы, люди, сами удаляемся от источника жизни, радости
и счастья - от Бога. Мы оказываемся от Него бесконечно далеки:
там, где властвует не Господь, а силы Ему противоположные,
силы зла и разрушения. Мы сами ощущаем на себе, насколько
тяжело оказаться в руках этих сил, сколь они жестоки. Эта
жестокость передается людям. Она проникает в человеческую
душу. Доходит до того, что родители бывают бесчувственны
к своим детям, дети ожесточаются на родителей, в обществе
процветают многие пороки. Человек хочет разорвать узы добра,
узы, связывающие его с Богом. Разрывает узы семьи, чести,
милосердия, смирения, послушания. Все рвет, все ему тяжело.
Не хочет поститься. С озлобленностью порой воспринимает
пост в среду и пятницу. Он ищет счастья. Это счастье заключается
в том, что он всегда, ночью и днем, кричит и бьется о камни.
Может быть, не так, как этот гадаринский бесноватый, своим
телом, а бьется о камни своей душой, своим сердцем, плачет
и скорбит. Постоянно из его души доносится вопль отчаяния,
ропота и недовольства. В первую очередь, мы должны быть
недовольны самими собой, потому что это мы сами несем заслуженное
нами, становимся подобны тому, кому служим. Бес является
разрушителем и убийцей, как сказано в Священном Писании,
"Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине,
ибо нет в нем истины" Ин.(8:44). Он не только разрушает,
убивает человека, но и лишает души людей Царствия Божия.
Даже природа и бессловесные животные страдают от него. В
пороке и грехе причина зла. Диавол был когда-то сотворен
всесовершенным духом. Он гораздо сильнее нас, гораздо хитрее.
Своими силами, своими способностями мы никак не можем его
победить. Лишь только с помощью Божией, обращаясь к Богу,
мы сможем выйти из этого царства зла и греха и прийти к
Богу.
____Мы сами виноваты в том,
что забыли, что мы являемся гражданами Неба и наше Отечество
там, на Небе, а не на земле, христианские заповеди устанавливаются
не здесь партиями и правительствами, а Богом, и существуют
они вечно.
____Один подвижник переходил
из одного места в другое, по дороге он устал, остановился
в поле, на котором росли кем-то посаженные огурцы. Он сел
и решил немного подкрепить себя, достал пищи, и вдруг у
него появилась мысль сорвать один огурец и съесть, ведь
их же было очень много. Сейчас для нас это кажется совсем
маленьким, может быть, даже и не грехом, а просто какой-то
слабостью, недоразумением. Но отшельник понял величину греха
и заставил себя пять дней стоять неподвижно на одном месте
на солнцепеке до тех пор, пока у него силы совершенно не
кончились, и он чуть не потерял сознание. Потому что его
устрашило то, что в его мыслях появилось желание нарушить
заповедь Божию "Не укради", и он от этого пришел
в ужас.
____Если и нам, каждому из
нас, будет с ужасом представляться нарушение заповеди Божией,
то я думаю, что мы будем далеки от одержимости, от беснования
и близки к Богу.
____Один старец, преподобный,
утешая пришедшего к нему брата, который ему жаловался на
то, что страсти одолевают его, стал рассказывать о себе.
Он говорил: "Мне сейчас семьдесят лет, более сорока
из них я живу один в пустыне, но как мне было раньше тяжело!
Особенно первые десять лет одолевали такие сильные страсти,
что борьба с ними, особенно с блудными мыслями, была невыносимо
тяжела. Пробыв десять лет в пустыне, однажды я выбежал из
своей кельи и побежал, куда глаза глядят. Долго бежал, увидел
пещеру, подумал, что там находятся звери, у меня появилась
мысль зайти туда, чтобы они меня растерзали. Зашел, стал
их раздражать, а они стали ласкаться, лизать руки, ноги,
а потом совсем ушли из пещеры. Я вернулся в свою келью,
стал дальше продолжать свой подвиг, но опять было очень
тяжело. Однажды мне явился бес в образе молодой знакомой
девушки, с которой я был знаком в молодости, она мне нравилась,
но я с ней не грешил, просто она мне нравилась. Эта девушка
стала ко мне прижиматься, я ударил ее по лицу. Бес исчез,
но в течение двух лет я не мог поднести эту руку, которой
ударил беса, близко к лицу, потому что от нее исходил нестерпимый
запах. Однажды шел я как-то по пустыне, увидел ядовитую
змею, аспида, и решил, что пускай меня аспид укусит, и кончатся
мои мучения, страдания и борьба с самим собой. Взял я этого
аспида, положил себе на грудь, но не успел аспид укусить
меня, как сдох. Я понял, как Господь меня охраняет и услышал
голос Божий: "Я всегда с тобой, а то, что ты претерпел
многие искушения, это для того, чтобы ты не возгордился,
потому что гордость Я не терплю более всего".
____Нам для смирения, чтобы
мы осознали свои немощи, грехи и не возгордились, посылаются
и скорби, и болезни. Но одержимость может быть не только
индивидуальная, как у гадаринского бесноватого, но и общественная,
народная. Как у жителей Гадары, которые просили Спасителя
удалиться от них. Причем общество очень быстро воспринимает
все негативное. Вспомним иудейский народ, который видел
бесчисленное множество чудес Христовых, восхищался ими,
восхвалял Спасителя, восклицал: "Осанна!", а через
несколько дней, обманутый ложью своих руководителей, кричал:
"Распни!" и бросал в воздух камни.Одержимость
может присутствовать в самом человеческом обществе, которое
не воспринимает заповеди Божии, Христа, Истину, отвергает
Ее, борется с Ней. В обществе может создаваться атмосфера
страстей, пороков, отрицания Бога, ненависти. Могут проводиться
какие-то мероприятия, парады, шествия порочных людей, создаваться
многие увеселительные заведения, прославляющие пороки. Тогда
все общество заражается этой порочностью и гонит Бога от
себя, становится одержимым, бесноватым. Мы знаем, как совсем
недавно из нашего общества было вычеркнуто слово "Бог",
однако и сейчас мы живем в порочном обществе, которое нагнетает
и прославляет страсти, пороки, отвергает Бога всеми возможными
средствами.
____Нам, дорогие братья и сестры,
нужно понимать, что порок, страсть - это смерть нашей души,
это удаление от Бога. И как ни привлекательно порой его
показывают, как ни стараются рекламировать, все равно это
страдание, это скорбь и кончается смертью вечной для нашей
человеческой души. Мы сами, каждый, можем себя оценить,
насколько мы одержимы силами зла, греха, спросить самих
себя, хочется ли нам молиться, поститься, ходить в храм,
делать добро, нести тяжести семейных уз, воспитывать добросовестно
детей, показывать им образец своей жизнью? Не тяжело ли
это для нас? Хотим ли мы сами, стремимся ли к этому? Желаем
ли украсить себя добродетелями, или наоборот постоянно в
нас появляется желание совершить какой-то порок, предаться
страсти, оказаться в руках зла и сатаны? Если в нас больше
лености, грехов, гордыни, ненависти и злобы, то мы еще далеки
от Христа. Наша жизнь - это жизнь порочного, греховного
и одержимого человека. Чтобы выйти из этого, нам необходимо
с помощью церковных Таинств, исповеди, молитвы стараться
себя приучать к исполнению заповедей Божиих, осознавать
свои пороки и, наполняя свою душу добродетелями, оказаться
одетыми, в здравом уме и у ног Христа.
____Аминь.
|