Во
имя Отца и Сына и Святаго Духа!
____Сегодня Церковь, дорогие
братия и сестры, предложила нашему вниманию Евангельскую
притчу о милосердном самарянине. Этой замечательной притчей
о добре и зле, о милосердии и жестокосердии, о любви и равнодушии
Господь отвечает на вопросы, над которыми задумывается всякий
человек, желающий спастись и пытающийся понять, что для
этого нужно сделать.
____Некий человек, шедший из
Иерусалима в Иерихон, попал в руки разбойников, которые
нанесли ему тяжкие раны и ушли, оставив его. Так и лежал
он у дороги, израненный и беспомощный, будучи не в состоянии
как-то помочь себе. Шел той дорогой священник, потом шел
левит. Оба прошли мимо. Известно, конечно, что, согласно
установлениям Ветхого Завета, священник не мог прикасаться
к человеку, который был в крови. Если он испачкался в крови
человека или животного, то не мог служить в Иерусалимском
Храме. Однако же этот священник шел из Иерусалима после
службы. Левиты тоже прислуживали в Храме. Они происходили
из колена Левиина и жили по разным городам и поселениям
Иудеи, приходя в Храм на службу и уходя по завершении службы
домой. Этот левит, вероятно, возвращался к себе домой после
службы. Ни один из них, ни священник, ни левит, не оказал
никакой помощи попавшему в беду человеку. И лишь иноплеменник,
самарянин, которому также случилось идти этой дорогой, проявил
милость и любовь к несчастному. Он обеззаразил его раны
вином (так делали в древности), смазал маслом (масло смягчает
раны и уменьшает боль), на своем осле привез раненого в
гостиницу, оставил деньги, две монеты, на попечение о нем
хозяину гостиницы и ушел. Чему учит нас эта притча? Тому,
как подобает вести себя в этой жизни, чтобы наследовать
жизнь вечную.
____В Ветхом Завете Господь
дал еврейскому народу закон, исполнение которого позволяло
сохранить правильные духовно - нравственные отношения к
Богу и к ближним. Со временем иудеи извратили ветхозаветный
закон, отказавшись от духа закона, состоявшего в том, чтобы
быть милосердными и проявлять любовь к ближним, и сохранили
лишь букву закона, ограничившись внешним его исполнением.
Известен даже такой случай: однажды пришел в Иерусалим князь
аравийский, на одну из Пасох, чтобы присутствовать в Храме
во время Пасхального Богослужения. Перед службой он стал
разговаривать с первосвященником. Поначалу разговор был
спокойным, потом перерос в жаркий эмоциональный спор, в
котором аравийский князь разгорячился и стал говорить с
впечатлением, так что несколько капель его слюны попали
на бороду первосвященника. Первосвященник столь сильно расстроился
и оскорбился, что не хотел даже служить Пасхальную службу
в Иерусалимском Храме. В результате этому аравийскому князю
пришлось спасаться бегством, чтобы народ не побил его камнями.
____Господь же учит нас Евангельской
притчей тому, что если имеет человек милосердие и любовь,
то они проявляются всегда, независимо от того, кто этот
человек и кто тот, кому эти чувства необходимы. Эта притча
символизирует также и всю человеческую историю. Человек,
впадший в разбойники, - это мы, христиане. Разбойники -
это бесы, это различные искушения человеческие, которые
наносят нам раны и причиняют боль. А милосердный самарянин
- это Господь, оставивший нам Таинства, врачующие нас, создавший
для нас гостиницу - Церковь, в которой мы можем избавляться
от своих страданий, нападок дьявольских, страха. Две монеты,
оставленные самарянином, - два Завета, как говорят толкователи.
Мы, пребывая в Церкви, можем врачеваться и через Таинства
получать благодатную помощь от Бога.
____Как же нам проявлять любовь
к ближним? Многие говорят: "Теоретически я знаю, что
это нужно делать, а как в жизни исполнять, - не понимаю".
Для нас, православных христиан, это легко и просто. Все
мы приходим в Храм на молитву, пишем записочки: о здравии,
о упокоении. В них каждое имя - наша сердечная молитва,
ведь имя - это человек, это душа. Если молитва исходит из
нашего сердца, то она объединяет души и живых, и усопших.
Вместе с этой молитвой, соединившись с ней, возносится и
молитва Ангелов-Хранителей всех этих людей. Что до людей
усопших, то каждое имя - это вздох из могилы, это просьба
о помощи. Если мы чувствуем, независимо от того, кто тот
человек, о котором молимся, что наша молитва проходит через
наше сердце, если это вздох глубокий, то мы становимся сопричастниками
Великой Церкви: земной и Небесной, наши любовь и милосердие
звучат в душе. Молитву нужно возносить даже и за тех ближних,
которые нам не особенно приятны. Это уже борьба, труд над
собой, поле битвы, которая происходит в человеческом сердце.
Если мы, молясь за своих ближних, не ощущаем в своем сердце
теплоты молитвы, если не чувствуем никакой любви к тем,
о ком молимся, то, значит, нет ещё в нас любви. Чтобы наше
милосердие проявлялось не только в молитве, но и в жизни,
нужно очень много трудиться над собой.
____Господь через Свои слова,
через Свои притчи призывает нас к тому, чтобы мы в делах
и молитве были одинаковы ко всем. Если хотим проявить любовь
к кому-то из своих ближних, даже обидевших нас и неприятных
нам, то стремимся победить себя: свою ненависть, злобу и
гордыню. Нам нужно молиться за всех людей, и вместе с молитвой
к нам придет любовь Божественная, которая покажет, как проявлять
в жизни эту любовь, чтобы она была действенной, была видна
в наших делах, поступках, словах, общении с людьми. Преподобный
Антоний Великий говорил: "Мои ближние - это моя вечность.
Это - или моя жизнь, или моя смерть". От того, как
мы относимся к своим ближним, на самом деле зависит наше
будущее и наша вечность.
Аминь.
|