Во
имя Отца и Сына и Святаго Духа!
____Святая Церковь в середине
Великого поста предлагает для укрепления нас и поклонения
Животворящий Крест Господень. Крест - это не что-то необыкновенно
новое появившееся в жизни человечества. Если мы посмотрим
историю, то увидим, что он существовал с самого появления
первых людей. Но через Распятие Господа Иисуса Христа Крест
стал спасительным для нас. Вспомним Адама и Еву. Первая
заповедь, которую они получили, была: не есть от древа.
"И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого
дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра
и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от
него, смертью умрешь" (Быт. 2:16-17).
Совсем неважно, какое это было дерево, какие плоды оно произращало.
Самое главное, что это была заповедь Божия человеку для
того, чтобы он совершенствовался в добродетелях, становился
все ближе к своему Творцу. ____Предлагалось
на выбор или любовь к Богу и послушание Ему или любовь к
себе и непослушание Богу. Это уже был первый крест. Человеку
необходимо было ломать себя, заставлять себя быть рабом
Божиим, послушным Ему, и совершенствоваться в добродетелях.
Нужно было отвергаться самолюбия, желания возгордиться,
вознестись. Это была борьба с собой, маленький крестик.
Просто - исполняй заповедь, неважно, какое дерево, и что
на нем растет. Суть в заповеди: из любви к Творцу не совершай
самую малость и тогда получишь множество добродетелей, будешь
совершенствоваться в них, не вкусишь страстей, греха, не
познаешь, что такое смерть, будешь наслаждаться в вечном
блаженстве. Крест был посильный, но оказался неподъемным
для Евы и Адама. Через нарушение заповеди Божией, нежелание
нести добровольно небольшой крест, отвергаться себя, любить
Бога, в человека вошла страсть, грех, смерть. Так как человек
через страсть удалился от Бога, то стал безумным, из доброго
превратился в злого, из добродетельного и смиренного в непокорного
и гордого. Все в человеке изменилось.
____После нарушения заповеди
Божией потребовалась величайшая Жертва: не просто крестоношение,
легкое и посильное человеку, а особый благодатный подвиг:
пролитие Крови Богочеловека на Древе Крестном, чтобы через
Страдания и Смерть доказать любовь к Богу. Доказать ее Своей
жизнью, Своими поступками, чтобы разрушенный союз Бога и
человека воссоздать вновь. Сам человек не мог этого совершить.
Такой подвиг был для него непосилен. Пришел Господь, совершил
этот величайший Подвиг, указал нам путь и дорогу к Творцу
и Создателю и в то же время показал, что другого пути нет.
Был дан маленький крестик в раю, он и остался, только стал
еще больше. Если хочешь опять попасть в рай, все равно никогда
не обойдешь креста. Поэтому святые видели на Небесах и один
Крест, и два, и три. Другого пути к Богу нет и не будет.
Заповедь Божия вечна и, как бы мы ни старались снять с себя
крест, искать "чудотворцев", которые нам разрешили
не поститься, не молиться, не трудиться, все бесполезно.
Этот путь ведет в погибель и новых "чудотворцев",
и нас, потому что мы ищем, как обойти то, что невозможно
обойти. Так предначертано с самого создания человека, будет
существовать вечно, и ничего другого для достижения Царствия
Небесного быть не может. "А от дерева познания добра
и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от
него, смертью умрешь" (Быт. 2:17). Господь повторяет
эту заповедь о воздержании и послушании, данную Адаму и
Еве, иными словами: "кто хочет идти за Мною, отвергнись
себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет
душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу
свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее" (Мк. 8:34-35).
В раю искушение и соблазн заключались в плодах одного древа,
а в современном человеческом обществе бесчисленное множество
страстей и соблазнов, которые объединены в выражении: "отвергнуться
себя и нести крест свой".
____Один подвижник, авва Исайя,
решил поучить своих учеников. После того, как собрали урожай,
он взял их, привел к одному земледельцу, у которого был
хороший урожай, подошел к нему и сказал: "Дай мне пшеницы,
которую ты собрал". Земледелец спросил: "А ты
жал ее?" Авва Исайя ответил: "Нет, не жал".
- "А что же ты ее просишь?" Авва Исайя спросил:
"А что, разве тот, кто не жал, не может взять эту пшеницу?"
Земледелец ему ответил: "Конечно, нет". Авва Исайя
с учениками ушел. Ученики стали его спрашивать: "Для
чего ты нас привел и затеял такой разговор с этим земледельцем?"
- "Чтобы вы поняли, что без труда ничего нигде никем
никак не достигается. Если не потрудился, то ты недостоин
даже здесь, на земле, получить пищу, не то, что Царствие
Божие".
____Человеку сладостен грех,
самолюбие, гордыня. Он стремится к ним так же, как и Адам
и Ева, хочет обойти заповедь Божию. Но удаление от Бога
и страсти всегда несут страдания, скорби и смерть. Как поется
в церковном песнопении: "Кая житейская сладость бывает
печали непричастна?" Любая страсть, любой грех заканчивается
трагически: печалью, смертью. Если человек старается нести
свой жизненный крест, трудится для Бога, то вместе с ним
несет крест Господь, идущий впереди с Животворящим Крестом.
____Крест, символ нашей любви
к Богу и послушания Ему, совершает многие великие чудеса.
Силой Креста или послушания, любви к Богу, гордый становится
смиренным, злой - добрым, скупой - добродетельным. Все изменяются
так же, как изменился бы Адам, если исполнял данную ему
небольшую заповедь и нес свой маленький крестик.
____Церковь нам напоминает,
дорогие братья и сестры, что без креста мы не можем достичь
Царствия Божия. Нет другого пути, и никакой земной "чудотворец",
каким бы он ни был хитрым и умным, а, в общем-то, бедным
и достойным сожаления, не укажет нам другого пути. И бежать
нужно от тех, кто сам не несет креста, других не учит этому,
а, может, даже и отучает от несения жизненных скорбей и
болезней. Только через любовь к Богу, послушание Ему, исполнение
заповедей и несение своего креста нам отверзается дверь
в Царствие Божие, открытое человечеству великим Подвигом
пострадавшего за нас на Кресте Спасителя и Господа нашего
Иисуса Христа.
____Аминь.
|