Во
имя Отца и Сына и Святаго Духа!
____В четвертую неделю Великого
поста Церковь чтит память преподобного Иоанна Лествичника,
написавшего книгу о труде человека над собой, о восхождении
духовном от земного к Небесному. Самая первая ступень, на
которую человеку нужно встать по "Лествице" преподобного
Иоанна - это отвержение себя и потом, вплоть до тридцатой
ступени молитвы, веры, надежды и любви, постоянная борьба
с собой, с соблазнами, искушениями.
____Почему же Церковь постоянно
призывает человека бороться с самим собой? Почему необходимо
нам трезвление, постоянное памятование и сокрушение о своих
грехах? Мы же себя считаем хорошими, а оказывается с этим
"хорошим" необходимо бороться. На самом деле,
если человек внимательно посмотрит на себя, то скажет, как
и апостол Павел: "Знаю, что не живет во мне, то есть
в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне,
но чтобы сделать оное, того не нахожу" (Рим. 7:18).
Мы все считаем, что воплощение зла, греха - это диавол,
сатана, бесы. Когда-то они были светоносными ангелами с
множеством добродетелей, а превратились в гнусные противные
существа, от которых исходит смрад и ничего хорошего. Но
если мы вспомним человека, сотворенного первоначально, то
он тоже был создан для совершения многих добродетелей и
носил в себе сияние Божией благодати. Если сейчас мы на
него посмотрим, то увидим ту же самую гнусность и страстность,
что и у духов злобы. Именно поэтому человеку необходимо
бороться со своими грехами, страстями. Ничего необыкновенного
Церковь и Господь от нас не требуют. Не призывают творить
невиданные чудеса, а только говорят о том, чтобы мы сокрушались,
каялись в своих грехах, ошибках и старались их исправить.
Это нам необходимо, потому что, если мы не будем видеть
в себе недостатки, то станем их идеализировать. Как бесы
идеализируют свою злобу, борьбу и вражду с Богом, так и
человек может дойти до того же самого. Вместо идеала любви,
добродетели и совершенства мы можем идеализировать грех,
прославлять его, воспевать страсти, но всегда это нас будет
не возвышать, а унижать.
____Если мы, христиане, стремимся
ко Христу, к Небесам, к Божественной благодати, то, чтобы
быть достойными Царствия Божия, нужно внутренне себя очищать.
Церковь нам напоминает об этом именно в дни Великого поста,
потому что, как мы слышали сегодня, в Священном Писании
Господь, отвечая ученикам на вопрос, почему они не могли
изгнать духа злобы из одержимого человека, сказал: "Сей
же род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17:21).
Этот дух не просто личность, изгнанный Богом бес, он дух
скверны, соблазна, греха, всякой нечистоты, которая в нас
пребывает. Господь сказал, что другого пути очищения себя
кроме молитвы и поста нет. Молитвой мы обращаемся к Богу,
напоминаем себе о своем Создателе, о том, для чего живем
и созданы, к чему должны стремиться. Пост - это борьба с
нашими плотскими страстями и греховными желаниями. Напоминание
себе о той возвышенности, к которой мы призваны, в сочетании
со смирением себя постом - это и есть борьба с самим собой.
Это то дело, к которому призван каждый из нас. Пост оказывает
на человека очень благотворное влияние, и об этом существует
много свидетельств.
____Однажды одному преподобному
отцу было такое видение. Он увидел похоронную процессию.
Несли труп умершего, а сзади гроба шли два ангела. Подвижник
не понял, отчего так происходит, стал молиться, чтобы Господь
открыл ему, почему за этим трупом идут два ангела? Тогда
ангелы подошли к нему, и один сказал: "Я ангел среды",
а второй сказал: "Я ангел пятницы. Этот человек до
самой своей кончины постился в среду и пятницу. Поэтому
мы сопровождаем его труп в знак того, что он почитал Творца
и Создателя, а мы почитаем его останки".
____Наместник Троице-Сергиевой
Лавры архимандрит Кронид до поступления в монастырь жил
у своих родственников, совершенно неверующих людей, не соблюдавших
посты. Когда он приходил к ним, то ел все без разбора, считая,
что ради него люди не обязаны отдельно что-то готовить,
предлагать ему постную пищу. Когда он поступил в монастырь,
за год до пострига ему было видение. Он увидел себя находящимся
в храме, а пред собой стоящую Божию Матерь с Младенцем на
руках, стал Ее просить, чтобы Она помогла ему, укрепила
в предстоящем иноческом подвиге, и вдруг заметил, что Божия
Матерь от него отвернулась. Он ужаснулся, затрепетал, спросил:
"Почему же? Чем я согрешил?" Тогда Божия Матерь
ему ответила: "Ты не почитал среду и пятницу, уничижал
Страдания Моего Сына и тем самым оскорблял Меня и Моего
Сына". Архимандрит Кронид запомнил это на всю свою
жизнь.
____Молитва опаляет наши греховные
помыслы, страсти, усмиряет их. Однажды в пустыне один отшельник
видел спящего монаха, возле которого стояли два беса. Один
бес говорит другому: "Разбуди этого монаха". А
тот отвечает: "Нет, я не могу его разбудить".
- "Почему?" - "Потому что, когда он встает,
то начинает читать молитвы и псалмы, которые меня попаляют
и отгоняют".
____Церковь нам, дорогие братья
и сестры, напоминает о том, что кроме поста и молитвы у
нас нет никакого оружия на нас самих, на борьбу с собой,
с нашим эгоизмом, собственной страстностью и привязанностью
ко греху. Вообще, человек - такое существо, что, если он
не будет бороться с самим собой, то станет бороться с кем
угодно: со всем миром, с женой, мужем, детьми, родителями,
близкими, соседями. Будет сражаться за коммунистические
идеалы, свободу, демократию, равноправие, против ущемления
прав людей, которые живут, может быть, на другом континенте,
в незнакомой стране. Церковь нам указывает единственно правильный
путь - борьбы с грехами и страстями, чтобы изменить свой
внутренний мир и обрести Бога. Внешний же мир надо любить
как творение Божие. Злоба и борьба с внешним миром и окружающими,
навязанная диаволом, разрушает нас внутренне и удаляет от
Бога. Человек неудовлетворен жизнью без Бога, мечется и
скорбит об утерянной благодати, о разъединении со своим
Творцом. Чтобы нам, дорогие братья и сестры, свои силы,
свою жизнь не потратить попусту на борьбу с иллюзиями и
за какую-то непонятную справедливость, которой здесь, на
земле, нет, постараемся употребить их на усмирение себя,
послушание Богу и несение своего жизненного креста.
____Аминь.
|