Во
имя Отца и Сына и Святаго Духа!
____Отмечая день всех святых,
тех, кто у Бога сподобился особых милостей за свои земные
подвиги, за труды над очищением своей души, мы думаем и
о том, как бы нам приобщиться к этому сонму, как бы нам
оказаться в Царствии Божием. Множество святых было на земле,
очень часто даже неизвестных.
____Священное Писание нам отвечает
на вопрос: как, каким образом сподобиться Царствия Божия?
Однажды к Спасителю пришел Никодим и сказал: "Равви!
мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес,
какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет
с ним Бог" (Ин. 3:2). Спаситель отвечает ему, что,
если человек не родится свыше, то он недостоин Царствия
Божия. "Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно
говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть
Царствия Божия" (Ин. 3:3).
____Человеку, оказывается,
необходимо рождение свыше, то есть, особый подвиг. Ведь
рождение - это страдания, муки, после которых бывает радость.
Рождение свыше значит, что человек должен измениться, переродиться
внутри себя и жить не по законам греховного мира, а по законам
благодати. Нужно измениться настолько, чтобы все земное,
то, что существует помимо Бога, было несущественно, неважно,
было для человека недорого. Единственное, что необходимо,
это Господь, Его благодать, Его помощь.
____Начинается это перерождение,
как мы знаем из Священного Писания, с того, что человек
ощущает свою внутреннюю ущербность, свою нищету духовную.
"Блажени нищие духом, ибо тех есть Царство Небесное"
(Мф. 5:3). Христианин начинает понимать, что без Бога, без
Его благодатной помощи, он ничто и никто, как и апостол
Павел писал: "Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители,
через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал
Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему
и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий"
(1 Кор. 3:6). Это перерождение продолжается в человеке с
помощью благодати Божией, с помощью любви Его. Господь отвращает
людей от безнравственных поступков иногда мягко и с любовью,
иногда строго и жестко, но каждый должен понять, для чего
это делает с ним Спаситель, приложить свои усилия, сделать
навстречу Богу свои шаги.
____Господь сказал Своим ученикам:
"Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков" (Мф.
10:16). Могут ли быть овцы в безопасности среди волков?
Мы очень часто забываем эти слова Спасителя и проводим свою
жизнь в беспечности, какой-то легкой радости, которая кажется
нам от Бога. На самом деле это искушение от диавола. Для
того, чтобы бороться с этими искушениями, нужна молитва.
Апостол Лука говорит: "молитесь, чтобы не впасть в
искушение." (Лк. 22:40). Искушения постоянно сопровождают
человека и в обществе, и в семье, и даже в храме. Достаточно
вспомнить, сколько раз мы присутствовали на службе, а много
ли из нас знает ее последование? Сколько раз мы слышали
слова заповедей блаженств, а кто сможет их повторить? Оказывается,
что из нашего ума, из нашего невнимательного сердца слова
Божественного Писания, слова Божии, кто-то похищает, или
они у нас просто не поселяются. Мы не можем их запомнить,
хотя часто помним, что совершалось с нами двадцать, тридцать,
сорок лет назад буквально, в словах. А тут стоим часами
и из того, что слышали, не можем повторить даже два слова.
____Жизнь среди искушений,
среди волков, как говорил Спаситель, обязывает нас к внутренней
бодрости, к внутренней трезвости. В житии святой Феодоры
Александрийской есть такой случай. Один знатный, богатый,
молодой красивый человек с помощью еще одной женщины соблазнил
Феодору, чтобы она впала в грех измены мужу и блуда. Он
говорил, что, если совершить грех в темноте, ночью, там,
где никто не видит, то и Господь не увидит. Потом, когда
Феодора поняла, что от Бога скрыться нельзя, она десятки
лет провела в покаянии. Она каялась всю оставшуюся жизнь.
____Когда к преподобному Ефрему
пришла одна блудница и пыталась его соблазнить на грех,
он сказал: "Хорошо, я согласен. Пойдем на площадь и
совершим то, что ты хочешь". Она говорит: "Ну,
как же, на площади все видят, стыдно". Тогда святой
сказал: "Я верую в Бога, Который видит все, больше,
чем на площади и днем".
____Очень часто доходит до
смешного: нас легко обмануть, мы забываем, что наше общество
нравственно падшее, греховное. Мы придумываем для оправдания
своих грехов самые невероятные вещи. Часто и в храм приходим,
чтобы батюшка нам какую-нибудь сказку придумал для оправдания
наших грехов, и батюшка сочиняет. Как же: он будет святой,
если потворствует греху. А если не потворствует, то он,
конечно, злой и плохой, недобрый.
____Христианин свой подвиг
внутреннего перерождения очень часто совершает в тайне,
в безвестности. Бывало, раньше рассказывали: "Жил такой
человек, не помню, как его звали, совершал то-то и то-то,
добрые дела". Но, чтобы совершить добрые дела, не нужно
ни богатства, ни званий, ни почестей, ни титулов - ничего
не надо. Нужно иметь доброе сердце и любовь.
____Жил очень хороший портной,
скорняк, который ходил по селам, останавливался в самых
бедных избах, шил для богатых и сразу, как получал деньги,
отдавал бедным соседям, обшивал их бесплатно, говорил, что
завтра вы отдадите мне деньги, рассчитаетесь со мной, а
сам уходил накануне вечером. Когда он жил в бедных многодетных
семьях, маленьких детей он успокаивал, нянчил, чуть побольше
учил грамоте, читал им Священное Писание, рассказывал о
Христе. Если шел по дороге из одного села в другое, и встречались
ему кочевники, язычники, то он заходил и к ним. Если кочевники
по языческому обычаю выбрасывали своего больного в поле,
чтобы тот умирал, то он этого человека подбирал, старался
вылечить, находился при нем, часто выхаживал. Многие, видя
его добрые дела, слушая проповедь о Христе, крестились.
Этот безвестный человек стал святым. Имя его святой Симеон
Верхотурский.
____Если мы, дорогие братья
и сестры, хотим быть в том обществе святых, память которых
сегодня празднуем, то для этого не нужно ни много знать,
ни много иметь, ни занимать посты. Нам необходимо в свое
сердце впустить Бога, родиться вновь, как сказал Спаситель,
от благодати Святаго Духа, от Божественной любви, и творить
дела любви среди окружающих нас людей, в то же время трезвясь
и зная, что мы живем в испорченном греховном обществе часто
среди страстных волков, которые стараются оторвать нас от
сонма святых и втянуть в бездну грехов.
____Аминь.
|