Во
имя Отца и Сына и Святаго Духа!
____Часто
бывает, что христианин, пришедший в Храм, начинает очень
внимательно следить за собой, за своими делами, поступками,
и это хорошо. Хорошо, если человек работает над собой, исправляет
себя, начинает трудиться во славу Божию, а не ради своего
тщеславия и гордыни. И труды эти подсчету не подлежат, так
как христианин, раб Божий, считает для себя, что все его
дела, какими бы они ни были, малы и недостаточны. Как говорит
преп. Ефрем Сирин, истинность праведника по тому и познается,
что он всегда, сколько бы ни трудился, считает себя недостойным
милости Божией. Но есть такие люди, которые начинают считаться
с Богом, смотрят за тем, что они сделали. Они, быть может,
и не исполняют ничего, однако, приписывают себе многие добродетели.
Не столько трудятся для Бога и ради любви к Нему, сколько
делают что-то ради имени своего и прославления своего.
____И вот сегодня Евангелие
повествует нам о таком человеке. Некоторый богатый юноша
подходит к Спасителю и спрашивает: "Учитель Благий,
что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?" (Лк.
XVIII, 18). Спаситель, видя его лицемерие, лукавство, неискренность,
видя, что он не признает Его за Сына Божия, а считает просто
обычным учителем, отвечает: "Что ты называешь Меня
благим?" (Лк. XVIII, 19), подразумевая: "ведь
думаешь-то ты иначе". И говорит юноше, что самое главное
- это исполнение заповедей Божиих. Этот юноша сразу же заверяет,
что заповеди, которые Господь перечислил, он исполняет с
самого детства. Тем самым он показывает, что, во-первых,
никогда и не исполнял их чистосердечно, а во-вторых, ему
видится так много сделанных дел, что он уже и не находит,
что ещё ему следует исполнить: ведь такой он прекрасный,
замечательный человек. А чего ему недостает, он просто не
понимает. Кажется ему, что он лучше других, совершеннее.
А если и есть какие-то несовершенства, то, вот, скажите,
любой из вас или Ты, Учитель, в чем я не совершенен. Видит
Господь его внутренние грехи, и звучат Его слова, указывающие
на один из них: "Все, что имеешь, продай и раздай нищим"
(Лк. XVIII, 22). С печалью отходит от Него юноша, подтверждая
тем самым, что не исполнял он ни одной заповеди и не исполнит
их. Не имеет он любви к ближним и ради них ничем не пожертвует.
Привязан он к земному и никогда от него не откажется. Господь
же для него - что-то такое далекое и непонятное.
____Так очень часто бывает
в жизни людей - человек сам себя обманывает. А ведь Господь,
чтобы успокоить этого юношу, обещает ему: "И будешь
иметь сокровище на Небесах" (Лк. XVIII, 22). Не просто
- иди, откажись, раздай, а поменяй имение свое на сокровище
гораздо большее, только не на земле, а на Небе. И это сокровище
на Небе Он же Сам и даст. Но и мы, подобно юноше из Евангельского
рассказа, не можем изменить свои внутренние интересы, отказаться
от них. Потому что дело-то, по существу, не в богатстве.
И когда недоумевающим ученикам - как же так? неужели из-за
богатства никакой богатый не войдет в Царствие Божие? -
Господь отвечает, что "надеющиеся на богатство"
не войдут в Царствие Божие, Он разъясняет им тем самым,
что у каждого христианина есть два пути. Один путь - пристрастие
к земному: это может быть пристрастие к богатству; это может
быть какая-то плотская страсть, то же винопитие, тунеядство,
безделие; это может быть и пристрастие к немощи или ещё
к чему-то иному. Апостол Павел называет таких людей идолопоклонниками:
это люди, которые создают себе здесь, на земле, идола и
поклоняются ему. Другой путь - это поклонение Богу, когда
человек не имеет пристрастия ни к чему земному, будь он
богатый, будь он бедный, будь он знатный или безвестный.
Его не влекут никакие плотские страсти, желания, богатство,
имущество, никакие грехи, - он просто любит Бога. И Господь
говорит, что если человек на самом деле хочет достичь Царствия
Божия, то он должен возлюбить Бога.
____Святой праведный Иов был
одним из самых богатых людей своего времени. Когда он был
богатым, как о нем сказано в Священном Писании, он был самым
благочестивым, самым добродетельным человеком, неукоснительно
исполнявшим заповеди Божии и любившим Бога превыше всего.
Когда он лишился всего: и своего имущества, и своей семьи,
всех своих детей, опять он был самым благочестивым и прославлял
Бога. Наша любовь к Богу не должна зависеть от наших земных
привязанностей.
____В монастырских летописях
есть рассказ о том, что в одной обители монаху кто-то дал
золотую монету, и этот монах хранил её, спал на ней, постоянно
смотрел, а не пропала ли она. Монета стала идолом для человека.
Кто-то привязывается ещё к чему-то иному, старается здесь,
на земле, создать себе этого идола. Почему и первая заповедь
гласит: "Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе
бози инии, разве Мене", а вторая: "Не сотвори
себе кумира, и всякаго подобия, елика на Небеси горе, и
елика на земли низу, и елика в водах под землею, да не поклонишися
им, ни послужиши им". Люди стремятся к тому, что видят,
что им нравится, что им приятно, что их услаждает, что им
приносит удовольствие, к каким-то животным радостям. Но
если человек любит Бога, то он меняет эти радости на любовь
к Богу. И не может, как сказал Господь, человек служить
Богу и маммоне, т.е. земному идолу. Не может ужиться в человеке
две любви: любовь к земному и любовь к Небесному. Нам, в
нашей жизни, нужно определиться, к чему мы больше стремимся,
что мы больше любим.
____Сегодня Церковь воспоминает
св. равноап. Нину, девицу, которая происходила из очень
знатной семьи. Её отец, большой военачальник, завоевавший
франков и затем просветивший их, бывший в большом почете
у римского императора, все оставил и ушел в монастырь. Её
дядя, брат матери, был Патриархом Иерусалимским, и в Иерусалиме
же она жила, прислуживая у Гроба Господня. Но ради любви
к Богу она оставила все, возлюбила труды во славу Божию,
пошла в далекую страну - Грузию. А ведь она была такой же
немощный человек, как и все. Если мы прочитаем её житие,
то увидим, что ей было и холодно, и страшно, и одиноко.
Она переносила многие и многие тяготы: были времена, когда
она просто пряталась от страха в расщелинах гор, в лесах,
но Господь её укрепил. Её любовь к Богу оказалась выше всего,
и ничто не привязывало её к земным удовольствиям. Она посвятила
себя служению Богу, просветила чужой народ, здесь же найдя
свое упокоение, потому что она возлюбила Бога и по своей
любви к Богу получила любовь к людям. Свет этой любви просветил
целый народ через немощную девицу. Как сказал Господь: "сила
Моя совершается в немощи" (2 Кор. XII, 9). Внешне -
вроде бы, это немощной сосуд, а внутренне - какая сила любви,
какое величие подвига, какое желание послужить Богу.
И вот сегодня, прославляя память св. равноап. Нины, дорогие
братия и сестры, постараемся и мы подражать ей в её жизни,
в её стремлении служить Богу, нести подвиги ради Него. Перед
своей кончиной она с радостью вспоминала свою жизнь, свои
труды. Ей было что вспомнить, чему радоваться. Дал бы и
нам Господь перед кончиной, воспоминая свою жизнь, радоваться
и веселиться, как и св. равноап. Нина.
Аминь.
|