Во
имя Отца и Сына и Святаго Духа!
____Церковь нас вводит в прекрасную
страну - страну покаяния. На самом деле у нас после грехопадения
и потери красоты безгрешия и невинности души осталась только
красота покаяния. Как прекрасен Закхей кающийся по сравнению
с Закхеем - начальником мытарей! Как замечателен и радостен
мытарь по сравнению с гордым, зазнаистым, что-то исполняющим,
но не кающимся фарисеем! Как прекрасен вернувшийся блудный
сын по сравнению с тем, который находился в стране далече
и питался рожками для свиней! Церковь нам показала красоту
покаяния перед постом, разницу между грешником и кающимся,
ищущим Бога человеком.
____Сегодня Церковь воспоминает
Адама, которому все уподобились в грехопадении. Но Адам
является еще и одним из самых чистосердечных раскаявшихся
грешников. Каждый день он плакал, сокрушался о своем грехопадении.
Церковь нам напоминает о том, чтобы мы искали покаяния и
его Небесную красоту. Вчера мы воспоминали Иоанна Предтечу,
Крестителя Господня. Человек вырос с самого рождения в пустыне,
никто его не обучал, ничему он не учился, питался чем придется
в голодной пустыне. Но каким прекрасным и необыкновенно
богатым душой предстал он перед людьми. А проповедовал он
что? - Покаяние. У него нашлись слова поучения и для ученых,
фарисеев, книжников, и для простых воинов, и для бедных.
Он показал пример служения Богу. Церковь его называет другом
Спасителя, другом Жениха, потому что он указал путь к этой
дружбе. Этот путь - сокрушение и плач о своих грехопадениях,
исправление себя.
____Церковь нам напоминает
и о том, что наше покаяние должно быть перед Богом, а не
перед людьми. Господь любит то, что тайно, любит сердечное
намерение человека. Покаялся перед Богом, и никто не должен
знать об этом. А перед людьми нужно быть радующимся, веселым,
потому что кроме Бога никто не изменит нас, и наше покаяние
не принесет нам плодов ни перед кем, только перед Богом.
Именно Господь наполнит наше сердце этой неземной красотой
кающейся души, плачущей перед Богом.
____В прошлое воскресение Церковь
нам напоминала о том, что Господь на Страшном Суде с нас
не спросит ни за гомилетику, ни за догматику, ни за историю,
ни за какие-то ученые степени, а только за наши дела, простые,
обыденные дела: напоил ли, накормил ли кого, одел ли, посетил
ли в темнице? Оказывается, нужно не много знать, а много
исполнять. Может быть, мы не такие богатые умом, но должны
быть богаты добрыми делами. Об этом говорит и прп. Серафим
Саровский, - только по-другому: "В Бога богатейте и
будете как купцы. Собирайте все доброе в свою сокровищницу,
в свою душу, потому что иного ничего человеку не нужно.
И все это - в тайне своего сердца". Прп. Силуан Афонский
говорит, что горе тому человеку, у кого имя выше его дел.
Своими делами человек или прославляется, или унижается.
Наши дела - это наше сокрушение, это наше покаяние, это
преодоление себя, и в этом преодолении - необычайная красота
человека, его возвышенность, его полнота или величие, именно
в преодолении себя. А начинается оно с малого: с поста,
с молитвы, с просьбы о прощении перед своим супругом или
супругой, перед детьми, родителями. Это тоже человеческая
красота. Как прекрасен супруг, признающий свои ошибки, не
гордый, зазнаистый, а знающий себе меру, исправляющийся,
просящий прощения. Как замечательна жена - не та, которая
постоянно "пилит", чем-то недовольна, а слушающаяся,
признающая ум своего супруга, смиряющаяся перед ним. Как
хороши дети - послушные и просящие прощения у своих родителей.
Вот к этой красоте Церковь нас и призывает. И она нам нужна.
Если мы научимся с малого, с исправления в своей семье,
то перед Богом нам легче будет каяться.
____Сегодня, вступая в это
замечательное время, время исправления, приобретения духовного
внутреннего богатства, становления другом Божиим, рабом
Его, постараемся, чтобы для нас оно прошло не бесполезно,
а с пользой для нашей души. Ибо красота христианства и заключается
не в изучении каких-то высоких истин, а именно в практической,
повседневной стороне. Попросим, чтобы Господь, видящий наше
сердце, наше внутреннее состояние, помог нам исправиться,
вернуться в Его лоно. И чтобы время поста послужило началом
украшения нашей души делами христианского милосердия, труда
и молитвы.
____Аминь.
|