Во
имя Отца и Сына и Святаго Духа!
____Церковь Христова основана
была для того, чтобы преображать человека: из грешного,
одержимого страстями превращать в милосердного, чистого,
светлого, подобного Ангелам. Мы видим, как многие из тех,
кто приходили в Церковь, в храм Божий, изменялись, с помощью
Божией очищали свою душу, сердце, чувства, помогали другим,
творили чудеса. Можно сказать, через них Господь творил
чудеса. И одним из таких людей, которого Церковь необыкновенно
преобразила, является преподобный и богоносный отец Сергий,
игумен Радонежский и всея России чудотворец.
____Скромный юноша, может быть,
в жизни не так уж преуспевший, но решивший себя посвятить
Богу, ушел в лес, который находился в его владениях. Вместе
с ним пошел его брат с сыном, племянником Варфоломея, как
тогда звали преподобного Сергия. Но жизнь в лесу оказалась
очень тяжелой. Брат звал Варфоломея уйти в монастырь куда-нибудь
в Москву, и со своим сыном они ушли в московский монастырь,
не выдержав тех подвигов, которые были необходимы, чтобы
жить в одиночестве, посвятить себя Богу. Преподобный Сергий
остался один, к нему стали собираться ученики, и здесь,
в лесу, вдали от всех, не изучая никакие науки, он познал
в совершенстве духовную жизнь и не просто ее познал, а стал
воплощать ее на практике. Постоянно в своем уме как образец
для подражания он имел преподобного Антония Великого, преподобного
Савву Освященного, преподобного Пахомия Великого и многих
других подвижников первых веков. Они всегда были у него
на памяти, и это укрепляло в многотрудных подвигах и нелегком
житии. Исполняя заповеди Божии, преподобный Сергий познал
на опыте, что самое главное - это помощь ближним, любовь
к Богу, к ближним, к Отечеству. Помогая многим нуждающимся,
исцеляя, изгоняя бесов, он видел, как страдает Русь, наше
государство, под владычеством татаро-монголов и знал, что
причина этих страданий не в набегах кочевников, а в той
вражде, которая была на Руси, потому что, где вражда и междоусобица,
там нет Бога. Преподобный Сергий на опыте познал, насколько
благодатно мирное состояние духа, состояние любви и покоя,
и стал примирять враждующих, усмирять князей, враждовавших
между собой. Он понял, что возрождение Руси состоит в том,
чтобы объединиться, перестать воевать друг с другом, и в
этом единстве и любви состоит та великая сила, которая непобедима
здесь, на земле.
____Можно даже сказать, что
Русь в своей истории по своему значению была до преподобного
Сергия одной, а после него - другой. До него - это были
мелкие враждовавшие между собой княжества, озлобленность
и вражда многочисленных князей, а после него Русь объединилась.
Со всех концов большой страны все шли к нему, спрашивая
поучения, и он всех наставлял, как жить в мире и согласии.
До сих пор со всех концов нашей необъятной страны люди приходят
к нему, обращаются за помощью, за назиданием, и он всем
дает вразумление и наставление. Сам получивший самое малое
образование, своим личным духовным опытом он наставляет
и грамотных, и неграмотных, и великих, и малых. Вместе со
своими учениками преподобный Сергий основал около ста монастырей.
Его молитвой, его наставлением, его крепостью совершилась
великая победа над татарами в Куликовской битве. После его
блаженной кончины все, что совершалось на Руси, не было
без его участия. Царь Иоанн завоевал Казанское княжество
с его помощью. Просвещение татар тоже проходило с помощью
преподобного Сергия. Освобождение от поляков опять происходило
с непосредственным участием преподобного Сергия, который
сам трижды являлся Минину и вразумлял на то, чтобы идти
на защиту Отечества. И впоследствии каждое великое событие
происходило при его участии, он помогал нашему государству,
нашей стране и до сих пор помогает. Мы называем себя его
чадами, потому что также должны любить Бога, ближних, свое
Отечество, как он, стараться творить дела мира и согласия,
а не вражды и злобы, помня то, что каждый наш грех, каждое
наше плохое слово или дело вредит не только нам, но и Церкви
и Отечеству.
____Сегодня, вспоминая память
преподобного и богоносного отца нашего Сергия, дорогие братья
и сестры, постараемся осознать, что мы пришли в Церковь
так же, как он, для того, чтобы на земле оставить о себе
благую, добрую память, и, восприняв в себя благодать Божию,
преобразуя себя с помощью благодати Божией, постараться
тот мир, который мы приобретем в своей душе, в своем сердце
нести нашим ближним и нашему Отечеству.
____Аминь.
|